Смерть ВИЧ-диссидентки

  Никто не скажет, о чём она думала в последние сознательные мгновения своей жизни. Поверила ли в то, что была неправа с самого начала, или продолжала беспочвенно винить в безграмотности и некомпетентности врачей. В этом она убедила ещё и некоторых своих родственников. Поэтому, хотя смерть наступила в конце зимы, медики долго ждали результатов подробных экспертиз, чтобы быть уверенными, в её причине.
  «Двухсторонняя тотальная пневмоцистная пневмония,  осложнившаяся интоксикацией и тяжёлой дыхательной недостаточностью. Последнее явилось непосредственной причиной смерти больной». С такой формулировкой государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Иркутский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» (Центр СПИД) получило медицинское свидетельство о смерти 32-летней женщины, прописанной в Куйтунском районе Иркутской области*, матери двоих детей. За полгода до этого их у неё изъяли. А ещё двумя годами ранее – в конце 2016 года – Центр СПИД выиграл против неё свой первый иск о принудительном обследовании и лечении её годовалой дочери.
  История тяжбы началась во второй половине 2015 года. Тогда женщина, ожидавшая второго ребёнка, попала под влияние движения отрицателей ВИЧ и отказалась от терапии. На их сайте она прочитала подробные инструкции, как уклониться от дальнейшего лечения и обследования, как скрыться из поля зрения медиков. В течение следующего года она неоднократно переезжала с места на место, вероятно, в надежде затеряться. А когда родилась девочка, запретила проводить с ней анализы, подписав отказ. 
  — В 2015 году одна из медицинских организаций, располагающихся в провинциальном городе европейской части России, и занимающихся оказанием помощи местным жителям с ВИЧ, не успела вовремя продлить аренду доменного имени своего сайта. Этим воспользовалось одно из неформальных объединений и перекупило данный интернет-адрес, — рассказывает главный врач Центра СПИД Юлия Плотникова. – Вместо правил безопасного поведения и указания мест, куда обратиться для тестирования и получения больными препаратов, на бывшем сайте этого медучреждения появились публикации о том, что ВИЧ не существует, что это заговор фармкомпаний в целях геноцида русского народа, что в правительстве нашей страны сидят шпионы и агенты вражеских разведок. Там же были выложены подробные инструкции, как эффективно уклониться от лечения и обследований. На этом сайте, который раньше принадлежал больнице в одном из городов Центрального федерального округа, до сих пор можно скачать даже бланки писем и заявлений в различные инстанции. Называть его мне не хочется, чтобы не делать ему лишнюю рекламу.
  В течение года юрисконсульт Центра СПИД вела переписку с различными инстанциями, указывая на признаки жестокого обращения с ребёнком и неисполнения матерью своих родительских обязанностей. Три года назад практики и принятых решений по таким делам в нашей стране практически не существовало, поэтому в ответ правозащитник из государственной медицинской организации получала отказы. Исковое заявление в суд стало последней попыткой изменить ситуацию. Уже почти не верилось, что он примет сторону врачей, но это всё же произошло и вызвало широкий общественный резонанс, став в России одним из первых случаев назначения принудительного обследования для ребёнка ВИЧ-положительного родителя, не верящего в само существование вируса иммунодефицита и вызываемого им в отсутствие лечения СПИДа. Тест доказал наличие у малышки антител и антигенов к ВИЧ. Более развёрнутый анализ выявил полное совпадение генного материала ВИЧ в организме дочери и матери и высокую вирусную нагрузку. Женщина получила первую партию таблеток для девочки и снова исчезла из поля зрения врачей. Её поисками занимались полиция и судебные приставы, но безрезультатно.
  Летом 2018 года беглянке стало резко хуже. Не проходивший несколько недель сухой кашель и одышка всё же привели её на больничную койку в Иркутске. И вновь она отказалась от терапии. На этот раз, воспользовавшись ситуацией, из-за уклонения от исполнения законного решения суда детей у неё изъяли органы опеки. Диагноз «ВИЧ-инфекция» у двухлетней девочки подтвердился полностью, её семилетний брат был здоров. Женщина устроила скандал, требуя вернуть её дочь и сына, посылая проклятия в адрес людей в белых халатах и обещая их засудить. Она отказывалась признать, что тот тип воспаления лёгких, который у неё выявлен, уже говорит, что её основное заболевание достигло стадии СПИДа, а значит жить ей самой без терапии осталось недолго. Антибиотики и витамины заглушили сопутствующие ВИЧ-инфекции недуги на некоторое время. К женщине вернулись силы, и она написала отказ от дальнейшего лечения, почувствовав себя относительно хорошо.
  — Она бегала по коридорам больницы, кричала на врачей, говорила: «Ну что, смерти моей ожидали? Как бы ни так! Я вам ещё покажу!», иногда злорадно смеялась, — описывает главврач Центра СПИД Юлия Плотникова поведение больной. – На поздних стадиях ВИЧ-инфекции, особенно без лечения, у людей может помутиться рассудок, потому что вирус пожирает и некоторые клетки коры головного мозга. Возможно, это и происходило, и ничего нельзя было уже поделать. Определённую роль сыграла также её абсолютная убеждённость в том, что ВИЧ – выдумка.
  Минувшей зимой врачи снова встретились с женщиной. Она была уже практически в бессознательном состоянии, не могла самостоятельно дышать. Наступила агония. «Тяжёлую» пациентку подключили к аппарату искусственной вентиляции лёгких, последнюю неделю своей жизни горе-мать и отрицательница ВИЧ провела в коме. Обоих её детей отдали на воспитание родственникам – тем из них, которые понимают, что вирус иммунодефицита человека – это объективная реальность. Они регулярно обследуют и лечат больного ребёнка*. Под действием препаратов антиретровирусной терапии малышка быстро набрала недостающий вес, выросла и стала реже болеть. Врачи обещают, что при продолжении постоянных наблюдений и приёма лекарств она проживёт такую же долгую и качественную жизнь, как и её сверстники без вируса.
  В настоящее время в Иркутской области, по данным федерального регистра пациентов, проживает более 29 тысяч человек, живущих с ВИЧ. В 2018 году 81,5% всех вновь выявленных случаев заболевания в регионе были обусловлены незащищёнными гетеросексуальными контактами. Из 784 детей, родившихся за прошлый год у такой особой категории рожениц, ВИЧ унаследовали только 11 малышей. В 10 случаях это произошло в связи с отсутствием наблюдения их матерей у врачей или неполным наблюдением и прохождением неполного курса трёхэтапной химиопрофилактики. Только одна из беременных женщин с ВИЧ полностью отказалась от препаратов. В настоящее время все положительные новорождённые находятся под наблюдением у медиков. Ситуация с ВИЧ-диссидентством, говорят врачи, заметно меняется по мере роста информированности населения региона. Так за март 2019 года у 40 женщин с данным социально значимым недугом родился 41 ребёнок. Ни одной попытки избежать приёма препаратов среди их матерей не было.
FullSizeRender (1).jpg
FullSizeRender.jpg
IMG_3538.JPG
IMG_3538.JPG
IMG_3535.JPG
*В целях сохранения личных данных информация о нахождении женщины в момент смерти и месте проживания её детей не раскрывается.


Получить любую информацию о ВИЧ-инфекции и способах защиты от неё можно по телефону бесплатной горячей линии 8-800-350-22-99.