Любишь – докажи!

В День всех влюбленных принято делать дорогим сердцу людям романтичные сюрпризы, признаваться в чувствах, доказывая таким образом свою любовь. Так делают, наверное, многоие. Но мало кто осмелится в доказательство серьёзности своих намерений предложить второй половинке пройти вместе обследование на ВИЧ.



– Это испортит всю романтику! – так скажет большинство. Многие молодые люди считают, что верность партнеру «защищает их от ВИЧ». Но это не так. Ежедневно в Иркутском областном Центре по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями регистрируется 5-10 новых случаев ВИЧ-инфекции. Большинство ВИЧ-положительных – молодые люди от 20 до 40 лет. И, как показывает статистика, нередки случаи передачи ВИЧ в постоянных парах.

Любви все статусы покорны

В День Св. Валентина одни ждут получить хотя бы намёк на симпатию, другие рассчитывают на признание в любви, третьи и вовсе хотят услышать сокровенное «давай поженимся!».

Год назад Маша как раз относилась к третьим, с Димой они были вместе почти пять лет, и ни для них самих, ни для окружающих их любовь не была секретом. Все только и ждали, когда же молодые решатся создать семью. Они и сами уже мечтали о свадьбе, о детишках.

И вдруг как гром среди ясного неба – его звонок накануне Дня всех влюбленных, и он ледяным голосом сообщает, что им надо расстаться. Мысли сменяли одна другую: почему он её бросает? Разлюбил? 14 февраля Дима приехал к ней, они долго, молча, пили чай, прежде чем он решился назвать причину разрыва: вчера у него диагностировали ВИЧ-инфекцию… Такой вот неприятный привет из веселого прошлого, о котором парень за пять лет с Машей ни разу не вспомнил. Ему было жутко стыдно за то, что обследовался только сейчас, когда решил, что безумно хочет ребёнка от этой девушки, и всё это время подвергал любимую такому риску.

– В тот момент я подумала, лучше бы он не говорил, что у него ВИЧ, – вспоминает Мария. – Не знать легче, но это позиция слабака. Незнание дает покой. Знание заставляет быть сильной. И раз я люблю этого человека, то мне с этим жить дальше. Я должна была это принять, пережить.

– Плакали вместе, – рассказывает Дмитрий. – Тогда я думал, что если Маша сейчас уйдет, она будет права. Я не имею права её удерживать. На следующий день она поехала сдавать кровь на ВИЧ. Результат оказался отрицательным. Через три месяца обследовалась ещё раз, и снова ничего не обнаружили. Я хотел, чтобы она всё хорошенько обдумала: зачем ей, здоровой и красивой, нужен я со своим диагнозом. К моему удивлению, она размышляла совсем недолго, а потом сказала, что хочет быть со мной так же, как хотела, пока не знала ничего о болезни.

Для Марии всё было решено, потому что их отношения давно прошли проверку на прочность, а разве можно из-за ВИЧ перестать любить и уважать хорошего человека? Диагноз любимого – не приговор, просто это требует, чтобы человек занимался своим здоровьем, выполнял все предписания врачей, а уж она, Маша, позаботится об этом.

С тех пор прошел почти год, они вместе, только теперь законные муж и жена. Наслаждаются каждым мгновением, строят планы на будущее и берегут друг друга. Благодаря антиретровирусной терапии они с Димой смогут прожить вместе долгую и счастливую жизнь. У них даже есть реальный шанс иметь совместных здоровых детей. Но это через годик-другой, а пока презерватив – неотъемлемая часть их интимной жизни.

«Выход есть всегда, главное – его увидеть»

Подобные истории в очередной раз подтверждают, что любовь преодолевает любые страхи, и развенчивают миф, что верность партнеру «защищает от ВИЧ» в том случае, если не знаешь ни его, ни свой ВИЧ-статус.

– Пары, в которых один из партнеров ВИЧ-положительный, а другой – ВИЧ-отрицательный, называют дискордантными, – поясняет Ольга Яковлева, психолог Иркутского областного центра СПИД. – И на сегодняшний день это уже не редкость.

В Иркутской области в настоящее время зарегистрировано более 30 тысяч ВИЧ-инфицированных. Ещё многие не знают о своём заболевании. Практически в каждом высшем и среднем специальном учебном заведении, большом трудовом коллективе есть ВИЧ-положительные. И нет никакой гарантии, что у человека, которого вы полюбите, с кем захотите провести остаток своих дней, отрицательный ВИЧ-статус.

– Реакцию партнера на раскрытие положительного ВИЧ-статуса предсказать сложно, бывает по-разному, – делится своим опытом Ольга Яковлева. – Если присутствует любовь, и люди прожили в браке не один год, проблема решается без особых осложнений в отношениях, как в паре Маши и Дмитрия.

Одна из главных проблем в такой паре – это решение зачать и родить ребенка, при этом не заразив здорового партнера. Но и здесь есть несколько выходов:

– Если мужчина ВИЧ-инфицирован, а женщина нет, можно сделать очистку спермы, но это очень дорогостоящий вариант – далеко не каждая пара может себе это позволить. Второй выход – искусственное оплодотворение. Можно, конечно, попробовать и естественным путём, но для снижения риска заражения женщины необходимо, чтобы у мужчины была неопределяемая вирусная нагрузка. Если ВИЧ-инфекция у женщины, то в целях снижения риска заражения ребёнка важно, чтобы будущая мамочка выполняла все предписания врачей и принимала антиретровирусную терапию. Выход есть всегда, главное суметь его увидеть, – заключает Ольга Яковлева.

Молодость – пора оптимизма. Мы все думаем, что те, в кого мы влюблены, хорошие. Вместе смотрим хорошие фильмы и слушаем хорошую музыку, мы учимся в хороших институтах, и у нас хорошие любящие родители. Поэтому нам можно не пользоваться презервативами, ведь мы такие хорошие, что с нами не может произойти ничего плохого. И всё это мы думаем в то самое время, когда не знаем ничего даже о своём собственном ВИЧ-статусе.

Если у вас есть любимый человек, постарайтесь сохранить ваше счастье и ваше здоровье.

Дополнительную информацию о ВИЧ-инфекции и СПИД можно узнать по телефону горячей линии 8 800 350 22 99 (звонки по Иркутску и Иркутской области бесплатные).

Автор: Юлия Завьялова