Иркутский Центр СПИД – о дискриминации работников с ВИЧ-инфекцией

Комментарии специалистов Иркутского Центра СПИД о том, как в настоящее время обстоит ситуация с ВИЧ-инфицированными в Приангарье, и с какой дискриминацией сталкиваются граждане, живущие с вирусом иммунодефицита человека, в рамках трудовых отношений.

Немного статистики

Заместитель главного врача Иркутского Центра СПИД по организационной и методической работе Сергей Себекин рассказал, что с 2017 года в России работает федеральный регистр пациентов, больных ВИЧ. Это база данных со всей страны, к ней есть доступ в каждом Центре СПИД. Туда занесены все пациенты с ВИЧ-инфекцией, которые стоят на учете. По данным на 1 июля 2021 года в Иркутской области официально было зарегистрировано 29,2 тысячи человек, живущих с ВИЧ. Случаи заболевания зарегистрированы во всех муниципальных образованиях. На диспансерном учете ко второму полугодию 2021 года стояли 27 тысяч 966 пациентов.

Как отметил Сергей Себекин, с 2016-17 годов в Иркутской области начало уменьшаться число новых случаев смертности от СПИДа – не радикально, но тренд на снижение наметился:

– Лечение – это самая выгодная профилактика заболевания. Человек соблюдает схему приема терапии и становится эпидемиологически безопасным для окружения при неопределяемой вирусной нагрузке. Есть такой тезис: «Н = Н» («неопределяемый = неопасный»). Это ключевой момент. Соответственно, один из ключевых показателей – это то, сколько людей из диспансерной группы охвачены терапией. Для Иркутской области этот критерий высок. В регионе на сегодня терапией охвачено 80,4% диспансерных пациентов.

При этом лечение, если его соблюдать, фактически гарантирует безопасность ВИЧ-инфицированного для окружающих. Например, отметил врач, в Иркутской области достаточно много пар, в которых инфицирован только один член семьи, он получает лечение, и его болезнь никак не сказывается на его жизни с партнером, они могут родить здоровых детей. Но важно соблюдать все рекомендации врачей, не прерывать лечение, принимать препараты. В России базовая терапия бесплатна, лекарства нужно принимать пожизненно.

Также Сергей Себекин подчеркнул, что сейчас нет ничего постыдного в том, чтобы раз в год сдавать тест на ВИЧ. Наоборот, это свидетельство современного отношения человека к своему здоровью, его ответственности перед самим собой и окружающими.

Риски и шансы

В среднем заболеть СПИДом могут около 15% ВИЧ-инфицированных, которые в той или иной степени принимают терапию. У самого СПИДа есть четыре стадии, с первых двух человека еще можно попробовать «вытащить». Однако все зависит от количества клеток CD4 или Т-лимфоцитов в его крови – при норме в одном кубическом миллилитре крови содержится 400-800 таких клеток и выше, при СПИДе их количество может сократиться до одной-двух. Стадия СПИДа, как это считается сейчас в России, начинается, когда фиксируют 200-350 клеток CD4 на кубический миллилитр крови. Чем меньше клеток, тем более неблагоприятный прогноз и более выражена стадия СПИДа. В практике Иркутского центра СПИД были случаи, когда людей «вытаскивали» с одной-двух-пяти-семи клеток, но они единичны. Случаев полного излечения от СПИДа в мире на сегодняшний день не зарегистрировано.

Основная группа людей, у которых выявляют ВИЧ – работающие в возрасте от 25 до 45 лет. Детей, подростков и пожилых не так много в общем количестве, но они тоже есть. Что касается путей передачи, то в России в целом и в Иркутской области в частности преобладает половой путь, 75-80%. Около 15% – это парентеральный путь (через кровь), а перинатальный (от матери к ребенку), например, в 2020 году в Приангарье составлял 1,4%. Для сравнения, в 2009 году перинатальный путь передачи ВИЧ в Иркутской области составлял около 15%. Еще одна особенность России – это заражение в гетеропарах, тогда как в остальном мире преобладает передача вируса иммунодефицита человека при гомосексуальных контактах.

С развитием медицинских технологий улучшается качество жизни пациенты с ВИЧ, они могут не менять свой привычный образ жизни. С тех пор, когда методы лечения и терапии ВИЧ-инфекции были менее совершенны, сохранилось мнение, что инфицированный человек абсолютно болен и не способен осуществлять трудовую деятельность наравне с теми, кто не болеет.

Добровольное и обязательное обследование на ВИЧ

В настоящее время в федеральном законе №38 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» закреплено правило о том, что ВИЧ-инфицированные люди не имеют никаких ограничений по трудовым правам по сравнению с другими людьми. Но поскольку это социально опасное заболевание, и к тому же есть некоторые профессии, которые сами по себе негативно влияют на человека, обследование на ВИЧ осталось обязательным для некой группы должностей. Этот список долго не обновлялся, однако в 2020 году был издан новый приказ министерства труда и соцзащиты РФ, который утвердил перечень профессий, для которых обязательно надо обследоваться на ВИЧ.

– Федеральный закон №38 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» говорит о том, что обследование на ВИЧ-инфекцию всегда добровольное, за исключением случаев, предусмотренных законом, – отметила руководитель юридической службы ИОЦ СПИД Оксана Фильшина. – Работодатель не может просто так потребовать справку об отсутствии ВИЧ-инфекции.

Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а также работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В числе таких профессий: врачи и средний медперсонал Центров СПИД, а также средний и младший медперсонал медицинских организаций, но не все они, а только те, которые непосредственно обследуют, диагностируют, лечат, обслуживают, проводят судмедэкспертизу и другую работу с ВИЧ-инфицированными. Также в список входят медицинские работники стационаров хирургического профиля и отделений анестезиологии-реанимации, которые имеют непосредственный контакт с ВИЧ-инфицированными. Кроме того, это медицинские работники выездных бригад скорой помощи, а также врачи, средний и младший медперсонал лабораторий, в которых обследуют население на ВИЧ и исследуют кровь и биоматериалы ВИЧ-инфицированных. Еще в перечне значатся научные работники, специалисты и служащие НИИ, предприятий, производств и организаций по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов, служащие и рабочие организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Кроме того, обязательному обследованию на ВИЧ подлежат иностранцы, прибывшие в Россию для получения разрешения на пребывание. Как пояснила Оксана Фильшина, россиян от ВИЧ-инфекции лечат бесплатно, иностранных граждан – нет. А поскольку они зачастую приезжают в Россию на заработки, то не в состоянии обеспечить себя лекарствами и медицинским наблюдением, как это положено при лечении. Поэтому, если у иностранца, временно приехавшего в Россию, обнаружат ВИЧ, может быть принято решение о нежелательности его пребывания в стране. При этом не имеет значения, заразился он где-то в другом месте или «поймал» вирус уже в РФ.

– Однако есть исключения, они касаются чаще всего украинцев, белорусов, армян и азербайджанцев, которые приезжают в Россию и создают семьи с гражданами России – таких людей не депортируют, но они обязаны состоять на учете в Центре СПИД, проходить регулярное обследование и принимать терапию за свой счет. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований.

Трудовые отношения и ВИЧ

Оксана Фильшина также подчеркнула, что, несмотря на обязательность обследования на ВИЧ-инфекцию для некоторых должностей, сам факт обнаружения вируса не означает, что работодатель может уволить этого человека. Такое решение принимается по результатам комплексного медицинского осмотра, и если у человека нулевая вирусная нагрузка, хороший уровень клеток CD4, нет оснований для прекращения его трудовой деятельности. Цель обследований больше в том, чтобы не допустить дальнейшего распространения вируса, но не в том, чтобы дискредитировать человека.

Юрист подчеркнула, что любое заболевание является врачебной тайной. Сообщать о своем ВИЧ-статусе работодателю ни один человек не обязан. В случае, если речь идет о сотруднике одного из вышеуказанных предприятий, на которых есть обязательное обследование на ВИЧ, информацию об этом знают специалист по охране труда и директор, в случае медорганизаций – главный врач. Во всех остальных случаях, за исключением госслужбы (силовых ведомств), такое обследование необязательное. По словам юриста, такую справку не имеют права требовать даже в суде или в администрации президента.

– Вернусь к силовым структурам. Они с 1990-х годов имели внутренние приказы о порядке проведения обязательного медицинского освидетельствования при поступлении на службу. Это Росгвардия, ФСБ, МВД, МЧС, таможенная служба, ГУФСИН и Вооруженные силы. Во многих из них такие приказы сохранились. Такое же положение было для сотрудников летного состава гражданской авиации, причем туда входили диспетчеры, заправщики, стюарды, пилоты и их помощники. У них в противопоказаниях к службе стояло «наличие СПИДа либо инфицирование ВИЧ-инфекцией». Однако в сентябре 2019 года Верховный суд РФ признал этот пункт приказа Минтранса №50 недействительным и не подлежащим применению как несоответствующий федеральному законодательству, – рассказала Оксана Фильшина. – А в июне 2021 года Росгвардия тоже пересмотрела свои локальные акты и убрала пункт, связанный с ВИЧ.

Сейчас есть свежий приказ Минздрава РФ №29н от 28 января 2021 года. Он утверждает перечень заболеваний, с которыми не устроиться на вредное, пищевое или опасное производство и на работу с детьми: кишечные инфекции до их излечения, туберкулез в активной стадии, сифилис и гонорея в заразном периоде, вирусные инфекции, микозы, педикулез и другие инфекции с поражением открытых участков кожи и слизистых оболочек. Это дает основание отстранить работника от работы на период лечения, выдать ему больничный лист, но об увольнении речи не идет. Наличие ВИЧ-статуса не препятствует работе, если нет других сопутствующих заболеваний, которые могут препятствовать осуществлению трудовой деятельности.

– Если ранее ВИЧ-инфекция позиционировалась как что-то катастрофическое, то сейчас это не так. На сегодня это заболевание перешло в разряд хронических, это контролируемое состояние, и если выполнять все рекомендации врачей, пить препараты, следить за своим здоровьем, можно прожить ровно столько, сколько отмерено, и качество жизни никак не пострадает, – подытожил Сергей Себекин.