Вирус – с любовью?

Буквально в течение последних двух лет ВИЧ-инфекция «изменила» своим постоянным партнёрам, а ими традиционно считались инъекционные наркоманы и лица, занятые в сфере коммерческого секса. «Группы риска», впоследствии переименованные в «уязвимые группы», и уж совсем для медицинского пользования ставшие «целевой группой», постепенно уходят в прошлое. Но кто и когда мог представить «группу риска» из беременных замужних женщин? Тем не менее, уже сейчас выявлено достаточно большое количество ВИЧ-инфицированных пациенток женских консультаций. Причина в том, что ВИЧ-инфекция начала массовый обход населения способом, немедленно ставшим для неё популярным – половым. Получить ВИЧ вместе с любовью стало не только возможным, это достаточно легко сделать в Иркутске. Именно об этом говорит врач-инфекционист Колчина Светлана Алексеевна, которая знакомит со мной нескольких пациентов Иркутского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями. Просьба к читателям публикации: не надо искать своих знакомых далее в тексте. За каждым описанным здесь случаем можно представить большое количество (сотни, и есть для этого возможности: тысячи) ВИЧ-инфицированных людей.

— «Группы риска» — это вчерашний день ВИЧ-инфекции?

— До недавнего времени казалось, что ВИЧ-инфекция слилась со своими «группами риска». Но посмотрите на тех, кто согласился с вами встретиться, и ответьте на вопрос: где те пациенты, распределённые по «группам риска», которых вы ожидали здесь увидеть?

«Молодая женщина немногим более двадцати лет, анализ на ВИЧ-инфекцию сдала в женской консультации, где встала на учёт в связи с беременностью. Лично я запомнила её по небольшой яркой детали туалета; это был красный шарф на костюме английского покроя. Несколько лет назад она была заражена человеком, которого встретила до своего знакомства с мужем, в её случае фактор времени оказался роковым. К ней располагает не только внешность, но и удивительное владение собой: если ей начинают изменять эмоции, она молчит минуту, прежде чем возвратиться к разговору. Высшее образование среди беременных ВИЧ-положительных женщин – не редкость; единственно, умение получать знания и использовать их на практике не соприкоснулось с информацией о профилактике ВИЧ-инфекции. У мужа этой женщины вирус иммунодефицита не выявлен, и пока не известно, останется ли он рядом с женой и будущим ребёнком. Как сообщить ему свой медицинский диагноз – вот что волнует её больше всего.»


Каждая история открыта во времени и, как правило, имеет продолжение, -утверждает Светлана Алексеевна. — Позже она станет известна врачам Иркутского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД… Жизнь не страхует человека от случаев прямого обмана, лжи и неведения, поэтому так важно принимать меры для собственной защиты, если дело касается ВИЧ-инфекции. Не думайте, что вы уже защищены от ВИЧ тем, что не употребляете наркотики внутривенно. При активизации полового пути передачи вируса вы тоже могли войти в группу риска; постарайтесь защитить себя от заражения ВИЧ-инфекцией.

«Девушка семнадцати лет, чей единственный половой партнёр оказался ВИЧ-инфицированным, в результате чего вирус перешёл к ней. Она не знает того, что известно врачам Центра: она у него третья — по передаче ВИЧ-инфекции. Так хочется спросить у человека, который намеренно заражает своих подруг: зачем? Но когда он в следующий раз придёт на приём, врач промолчит, — потому что не имеет права распространять сведения о ВИЧ-положительных пациентах. А где-нибудь через полгода в Центре по борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями может появиться новая больная, источник заражения которой известен уже сейчас. Сколько ей будет лет: семнадцать, восемнадцать, двадцать? Так ли это важно?»

«Мужчина рассказывает о себе, что не помнит точно, где увидел эту женщину; возле дороги, это точно. О таком дорожном романе напоминают сейчас сифилис и ВИЧ-инфекция. Почему же он не использовал презерватив? Пожимает плечами: пьяный был…»

«Студент, история та же, вплоть до совпадения диагноза, только в его случае была просто знакомая девушка.»

— Хотите анекдот – в номер? (Так уж принято в рамках русского менталитета, что в жанре чёрного юмора):

«-Скажите, пожалуйста, можно ли от комаров заразиться ВИЧ-инфекцией?

– Зачем же от комаров, когда вокруг так много женщин?»


Анекдот – свидетельство того, что тема не только «ушла» к людям, но и активно перерабатывается. Это не так плохо в условиях нашего города, где чуть ли не на всех дорогах «работают» девушки, большинство из которых инфицировано ВИЧ в сочетании с другими заболеваниями, передающимися половым путём.


Итак, всё правда: и от комаров – нельзя, и от женщин – можно. Также, как и от мужчин – здесь уж кому как «повезёт». Если, например, шестнадцатилетняя девушка имеет десять половых партнёров (встречается и такое), то она идёт на значительный риск, связанный с её здоровьем. С другой стороны, даже брак – недостаточная гарантия того, что один из супругов не передаст другому свой статус по ВИЧ-инфекции вместе с заболеванием.

«… Пациент Иркутского областного Центра СПИД вот уже четыре года, двадцать месяцев назад он пошёл на совместное проживание со своей новой подругой. Сейчас ей восемнадцать лет.

— Вы предохраняете её от заражения?

— Нет.

— Она знает о том, что вы инфицированы ВИЧ?

— Нет.

— Вы посоветуете ей сдать анализ на ВИЧ?

— Нет…»

Вдумайтесь в эти три «нет». Это очень страшные «нет», мог бы их сказать ваш половой партнёр? И… вернитесь к тому, что «Жизнь не страхует человека от случаев прямого обмана, лжи и неведения, поэтому…» и т.д.

Автор: журналист Иркутского областного центра СПИД Татьяна Сушкевич